0
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
26 октября 2024
О национальном мифе:

Национальный миф — это то, что необходимо всем государствам для обоснования своего существования. И пригождается он в разное время, он нужен для скрепления единой политической логикой разных исторических фактов.
Вот есть Новгородская республика, призвание Варягов на Русь, принятие Христианства, призвание Романовых, Февральская революция и Октябрьский переворот, Великая Отечественная война, Развал СССР, Либеральные реформы, события 2014-ого года и текущие — русский национальный миф говорит нам о том, что всё это имеет определённый смысл и всё вело нас все эти века к финальному акту противостояния с Западом.
На самом деле, никакого однозначного и общего смысла ни в чём нет и исторические факты можно интерпретировать абсолютно по-разному и каждая из интерпретаций может казаться логичной, а, следовательно, имеет право на существование.

Некие исторические события (факты) разные государства связывают определённой последовательностью, определённой «вязанкой» в свою пользу. И у каждого государства эта «вязанка» разная.
И далее, вот есть разные рода (народы) — в историографии их чаще называют племенами — вятичи, кривичи, дреговичи, стрибожичи, поляне, древляне. В более общем смысле д'Арра, х'Арра, Свага и Туле.
Эти народы проживали каждый на своей земле, жили своей жизнью, имели каждый свои интересы.
Но приходит некий князь и говорит: друзья, дорогие общинники, я буду вас защищать от врагов, обеспечивать вашу безопасность, а вы мне платите дань. Да, на протяжении определённого времени князь действительно защищает, но потом он начинает брать дань просто по факту своего существования, а не за определённые действия. И говорит: я вам необходим, если я уйду, на вашу общину тут же нападут — то есть — начинается обычный шантаж и запугивание.
Один князь может взять под свою опеку несколько общин — вообще славянский или варяжский князь — это часто странствующий авантюрист, который осуществляет охранные услуги за деньги, а дружина — это его близкие друзья, к которым потом присоединяются младшие партнёры. Так на первом этапе, в 7-8 веках от Рождества Христова.
Когда князь берёт деньги просто по факту существования себя и своей дружины — это начатки формирования государств.

Кроме того — территориальный признак государства. Есть Новгородская республика, Киев, Москва, Казань. И вот четыре Великих города с абсолютно разными укладами, стилями управления и составом населения. И они, казалось бы на первый взгляд, ничем не связаны и историография связывает их истории в одну общую историю, общий путь ПОСТУПАТЕЛЬНОГО развития, говоря, что всё исторически шло к объединению и что у нас общие интересы и цели.

При этом, мы всё ещё представители разных родов (как говорит историография, разных племён), мы разные. Есть разные татары — белые, жёлтые, чёрные — они принадлежат к разным татарским ордам, разным ханствам. Есть разные горские народы — Лезгины, Аварцы, Даргинцы.

Но государству необходимо что?
Государству необходимо сказать, что мы все вместе, мы все идём одним путём к одной цели и цель эту определяет как раз государство своим мудрым правлением. И поэтому каждый кто живёт в этом государстве, под подчинением этого князя, будет называться русским — мол, Суворов: «Мы русские — какой восторг!» — татарин, немец, лезгин — но для государства важно определить, что мы все русские. По сути дела, «русские» — это изобретённое в 17-ом веке обобщающее государственное понятие, так же как и «дорогие россияне» дорогого Бориса Николаевича Ельцина. Только «русские» к двадцатому веку стало самоназванием этноса, проживающего на территории так называемой Русской (или Восточно-европейской) равнины. И другого этнонима — типа поляне, вятичи кривичи — у них уже не было. Пришлось придумать россиян в качестве обобщающего государственного термина.
Ну и ещё Богдан Хмельницкий , когда ходил в Речь Посполитую договариваться о вступлении, именовал себя «князем руським», а Россия тогда называлась Московией.
Более того греки называли тех, кого дебилы от науки называют Этруссками, словом «Рассена» или «Руфина».
И то же самое слово «Рассена» или «Руфина» греки потом применили для Восточных Славян. Из этих слов потом и сформировалось слово «Русь».
Существует спекулятивная теория о том, что русские — это те, кто находится под властью Русов — то есть — русские — это, буквально, принадлежащие Русам.
В современном мире вполне легко используются понятия русский еврей, русский немец, русский белорус, русский украинец, русский башкир, русский татарин и так далее.
А у «русских русских» самоназвания как будто бы и нет. Мало кто знает, где корни его Рода и мало кто скажет: мои предки ведут свой Род от полян такой-то местности. Гораздо ведь проще сказать: я — русский и вся Россия — моя Родина. И ничего не исследовать и не наполнять слово «русский» культурным контекстом. Но это неправильно, важно понимать, кто такие русские и что такое Россия. Важно понимать и культуру других народов, населяющих Россию.

Стоит сказать вот ещё о чём. Абсолютно так же возникали национальные мифы в других странах, например, Германии, Италии, Японии.
На примере Японии мы можем проследить формирование национального мифа в период Мэйдзи (то есть с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года).
Особенно активно легендарум о непрерывности императорской династии и её божественном происхождении от Аматэрасу формировался во время Мэйдзи-Исин — то есть — возвращения полновластия императора и низвержения власти сёгунов Токугава.
Но всё дело в том, что исторически императоры Японии (за исключением легендарной эры) никогда не были полновластными правителями. Всегда вся реальная власть была у сёгуна — первого генерала, первого феодала, первого самурая и первого слуги императора — императоры исполняли только церемониальные действия.
И когда сторонникам Мицухито (Императора Мэйдзи) потребовалось «сделать Японию снова великой» потребовалось обосновать всевластие императора и свержение сёгуна возвратом к традициям Предков.
Император стал центральным (и при этом — живым) божеством в японском культе почитания Предков — Синто — основной принцип Синто — Боги наши, суть, Предки наши! И он не отличается от принципов традиционных естественных верований. Но именно начиная с Мэйдзи-Исин и до конца Второй Мировой войны Император был ключевой фигурой культа, живым Богом , который ведёт свой Род от богини Аматэрасу , непогрешимым моральным авторитетом для всех японцев, а позже — в глазах радикалов — владыкой всей Азии и Океании.
Но фактически, император Мэйдзи правил не один — всеми государственными делами занимался Гэнроин (совет «Старейшин»). Но миф о всевластии императора был запущен.
Средневековая Япония вплоть до начала 20-ого века очень хорошо сохранила кастовую, по сути, общественную систему: земледельцы, ремесленники и торговцы, воины. Что интересно, в отличие от Китая, в Японии именно воины — самураи — сформировали аппарат государственного управления.
И когда Мэйдзи-Исин принесла идею всеобщего служения Императору каждый земледелец стал мнить себя самураем — эта мнительность и самонадеянность привела к негативным последствиям и непростительным военным преступлениям во время японской оккупации Кореи и Китая.

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
Оставить комментарий